Лариса Александрова

Игровые технологии

Игра – одно из древнейших средств воспитания, обучения.

Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего к младшему.

С ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации.

Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулируют деятельность учащихся.

Э.Берн, г.Спенсер, С.А.Шмаков, С.М.Каган рассматривали игру учащихся как  феномен общечеловеческой культуры.

Игра как технология создает эмоциональный подъем. Она демонстрирует в человеческом обществе все эталоны человеческой культуры.

По мнению С.А.Шмакова, природа игры – это ее реальные ценности: бодрость, радостное самочувствие, импровизация, интуиция, воображение, эмоциональность, символизм, отстранненность. Именно это позволяет на уроке иностранного языка снять такие трудности, как зажатость, пассивность, неуверенность, боязнь говорить.

Сущность игровой технологии:

Компоненты игры:

  • мотивационный
  • ориентационный
  • целевой
  • содержательно-операционный
  • ценностно-волевой
  • оценочный

Мотивационный компонент игры–отношение учащихся к содержанию, к процессу игры, их интересы, потребность в игре.

Ориентационный компонент игры – связан с принятием  учащимися целей, нравственных установок, ценностей.

Содержательно-операционныйкомпонент – предполагает овладение учащимися содержанием учебного материала, их способность опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.

Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, внимание,придает эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний. Формирует личностные УУД, развивает личностную ориентировку как особого вида социально-культурного опыта, на основе эмоционально-ценностного отношения к миру.

Оценочный компонент – сличение результатов игровой деятельности с целью игры. Обеспечивает самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.

Компонент игровой технологии Структурные элементы игры
Мотивационный Установочный элемент, игровая ситуация
Ориентационно-целевой Задачи игры
Содержательно-операционный Правила игры, игровые действия
Ценностно-волевой Игровое состояние
Оценочный Результат игры

При выборе характера игры необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.

5-7 классы – увлекаются играми, где есть тайна или нужно сделать открытие, что-то найти. Должны быть элементы романтики, совместного поиска, самостоятельной творческой работы.

8-9 классы – стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются настольными играми, состязаниями. Игры с сюжетами исторических и приключенческих книг. Особенно их привлекают компьютерные игры.

10-11 классы – характерна ориентация на будущую роль в обществе. Их интересуют политические и социальные явления. Личностная рефлексия, потребность в диалоге. Интересен поиск решения проблем не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Открытие своего внутреннего мира. Кроссворды, сканворды, найти ошибку в тексте, решить задачу. Игры-состязания, клуб знатоков, КВН, ролевые игры (пресс-конференция, презентация, брифинг).  Роли министра, дипломата, академика. Ориентация на групповой характер игры.

Раскрывая роль игровой технологии, следует отметить, что она создает особый тип взаимоотношений между учителем и учащимися – партнерский.

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*