Педагогическое эссе

Педагогическое эссе «Я – учитель»

        Урок немецкого…Иоганн Вольфганг фон Гёте, стихотворение «Нашел». Десятки раз мне приходилось читать вслух эти строки своим ученикам!  Но вот  сегодня мысли уводят меня далеко – в начало моей жизни, к тем моментам, которые определили мою судьбу – быть учителем, находиться  в этом классе, стоять перед детьми, на этом месте, в эту секунду…

Бродил я лесом…

В глуши его

Найти не чаял

Я ничего.

        Как я похожа была на этого юного странника, который  очарован жизнью и  ищет свое предназначение! Разносторонние интересы не давали мне  возможность рано определиться с выбором жизненного пути.  В ранней юности я и не мечтала стать учителем,  мне сложно было представить суть  этой  профессии.  Огромную роль в выборе моей профессиональной стези сыграли мои дорогие учителя – Галина Александровна Старова, Светлана Васильевна Никитина, Людмила Павловна Петрущенкова, Евгения Сафоновна Романович, которые были для меня верными спутниками в исканиях и раздумьях, чьи доброта и благородство стали моими путеводными звездами.  Поэтому так прочно  врезались в мою память образы моих школьных наставников!   Спустя годы,  я,  уже сама будучи учителем, намеренно «достаю» и  «проигрываю» в мыслях моменты тех далёких уроков, пытаюсь соотнести их со своими профессиональными буднями.

       Постепенно, входя в многоликий и таинственный мир иностранных языков, я стала понимать и чувствовать красоту и величие немецкого языка, испытывать глубокое уважение к людям, знающим язык в совершенстве. В пору взросления каждое событие может стать судьбоносным! Во время обучения в старших классах на меня произвело неизгладимое впечатление прослушивание  грампластинки «Немецкая интонация». В полной тишине урока под приятный монотонный треск записи на меня хлынул вдруг огромный и прекрасный поток мыслей, образов, картин. Я ловила и пропускала через себя каждое слово,  меня очаровали переливы речи, эти особенные звуки и интонации. Немецкий язык пришел в мою жизнь, чтобы изменить ее навсегда! Готовясь к следующему уроку, я впервые и неожиданно для себя  выучила наизусть довольно сложный текст басни, во всем стараясь подражать немецкому произношению. Захотелось новых впечатлений и бесконечного совершенствования знаний и умений! Это был для меня залог сопричастности далекому и загадочному миру немецкого языка и культуры, которые мне были интересны и дарили новые открытия в жизни.

Примерно в то же время в книжном магазине мне попалась в руки книга смоленского педагога Александра Ерофеевича Кондратенкова «Труд и талант учителя». Это удивительное  произведение заставило меня задуматься о доселе неизвестных мне тонкостях педагогического труда, мне стали интересны и переживания учителя, и ход его умозаключений. Никогда ранее я не задумывалась над тем, что учитель так может переживать за каждого ученика, за каждый  общий с ним успех и неудачу, что прежде всего он человек, который ищет и передает свои знания, прозрения, чувства ученикам, смотрящим на него с доверием и надеждой.

Все главные и определяющие характер и судьбу вещи закладываются в детстве. Меня просто увлекла мысль стать сопричастной  такому делу, как воспитание будущей личности.

Я поняла, как важно слышать своих учеников, видеть их стремления, развивать их  интересы, ведь точно так же  услышали и поддержали  меня мои дорогие учителя. Когда я смотрю на своих учеников, то вижу их хрупкость, ранимость, доверчивость и беззащитность,  и меня снова переполняют слова Иоганна Гёте: 

Смотрю, цветочек

В тени ветвей,

Всех глаз прекрасней,

Всех звёзд светлей.

По  окончании  педагогического института я ещё не стала учителем, а становилась им постепенно, непосредственно работая с детьми. Понимая необычность моего  предмета – немецкого  языка – я всегда старалась раскрыть его значимость как непревзойденного инструмента общения между народами, развития коммуникативной культуры,  приобщения к шедеврам музыки, живописи, архитектуры, литературы Германии, как средства выражения солидарности с вечными ценностями, важными всем добрым людям на Земле, где бы они ни жили. Великий Гёте сказал: «Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своем родном языке». Я хочу донести до каждого своего ученика то, что знание иностранных языков дает людям замечательное право – говорить с представителями других государств о своей Родине, ее традициях, красоте, идеалах, искать единения с другими народами во имя мира и прогресса.  Изучение иностранных языков в школе затрагивает все главные сферы жизни: социальные, экономические, культурологические. Это прикосновение к духовным истокам и  культурно-историческому достоянию   другого народа и одновременно это возможность почувствовать себя причастным к  величию  и нравственным ценностям своей страны.

        С годами я убедилась, что учитель – это прежде всего воспитатель. Во мне есть вера, что воспитать в человеке можно лишь те качества, которые ты развил в себе сам. Положительно повлиять на подрастающее поколение возможно лишь через собственный пример жизни.«Я убеждён, – пишет в своей книге А. Е. Кондратенков,– что на юную душу школьника влияет не только слово, но и весь облик учителя, каждый его шаг – и видимый, и ненаблюдаемый». Будучи влюбленной в свой предмет, я с любовью и уважением отношусь к своим ученикам. Наверное, это и помогло мне состояться в профессии.  Хорошо осознаю: научиться можно только тому, что любишь, поэтому прилагаю все усилия, чтобы  для детей мой предмет стал любимым. Всегда стараюсь создать на своих уроках атмосферу радости открытий,  праздника  общения. Очень важно дать возможность ученикам почувствовать гармонию языковой культуры,  чтобы они стали её деятельностными  носителями  благодаря   современным коммуникационным возможностям и цифровизации  общества. Я воспитываю в детях целеустремленность, трудолюбие, настойчивость в достижении         жизненных          целей. И в то же время мне хочется сохранить их индивидуальность, чистоту, искренность.  Да, воспитывать детей – это неизмеримый труд, где главная заповедь – не навредить, не сломать, а помочь взрасти и расцвести в них самому прекрасному. Воспитание и обучение детей – это великая ответственность перед обществом, своим профессиональным долгом, но  прежде всего – перед самим собой, своей совестью.

      Я живу и работаю в самом замечательном месте на Земле – селе Карманово Гагаринского района Смоленской области. Я счастлива, что я  учитель. Наша школа – это центр притяжения для многих поколений учеников. Невидимые нити тянутся от этой точки как во многие уголки нашей Родины, так и в разные страны мира. Отрадно, что в создании этого полотна языкового и культурного единства есть и мой вклад. Каждый день я  вхожу в класс с уверенностью, что нашла свое призвание. Каждое новое поколение учеников мне хочется взрастить бережно, осторожно, с любовью и участием.

В окна врывается солнце, класс цветет улыбками, мне легко и радостно, и бессмертные слова моего любимого Гёте летят через время и пространство:

Я взял с корнями

Питомца рос

И в сад прохладный

К себе отнёс.

…В тиши местечко

Ему отвёл.

Цветёт он снова,

Как прежде цвёл.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8c26a288f6da88472ab635db1073f79a-l&n=13
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9c96e420bfe5669a50e7f9ed29576c28&n=13